25.01.16

Маршрутки для бюджета

Как Новосибирск теряет деньги на общественных перевозках.

Если сферу общественных перевозок в Новосибирске сделать предельно прозрачной, в бюджет потечет плотный и стабильный ручеек доходов. Пока город только теряет.

Мы с моим коллегой, люди неравнодушные и заинтересованы в дополнительных доходах бюджета. Поэтому время от времени рассуждаем, конечно, по-дилетантски, о том, как помочь родному городу. Однажды нам в голову пришла светлая, но в каком-то смысле безнадежная мысль, каким образом увеличить наполняемость новосибирской казны. Сомнения, конечно, велики. Но мы подумали, а вдруг?! Проведя журналистское расследование (возможно, мы только в начале пути), пришли к выводу, что Новосибирск недополучает от маршрутных такси.



Посоветовавшись с людьми, знающими толк в общественных перевозках, мы обратили внимание на маршрут № 30 сообщением «ул. Амбулаторная-ул. Зеленодолинская». В общем, мы сели в маршрутку и поехали, побывав чуть ли не в каждом автомобиле «тридцатки». Увидели и услышали много любопытного. Но сначала немного официальной информации.

На «тридцатом» маршруте, согласно данным муниципального казенного предприятия «Центр управления городским автоэлектротранспортом» ( МКУ ЦУГАЭТ), работает 29 автомобилей марки Ford Transit Bus (один в резерве). Этот городской маршрут обслуживает ООО «Диамант-1», которое зарегистрировано в Бердске. Фирма выиграла конкурс на право муниципальных перевозок в конце прошлого года. Исследовать маршрут мы начали с «мелочей».

Первое, на что мы обратили внимание, в салоне маршрутных такси нет телефона диспетчера. Правда, он есть на сайте ЦУГАЭТа, но тщетно, дозвониться по нему нельзя.

 

 

Ну, а уж такие мелочи, как пристегнутые пассажиры на передних сидениях или молотки на случай аварии, вообще, похоже, на «тридцатке» - экзотика. Кроме того, на маршруте мы заметили и зафиксировали ГАЗели, хотя по условиям конкурса должны ходить только Fordы. Сознаемся, не сразу обратили внимание на такую «мелочь», как информация о перевозчике. Во многих автомобилях «ДИАМАНТа-1» перевозчиком значится «ИП Соловьев Е.В.» Кстати, в реестре муниципальных маршрутов ИП Соловьев Е.В. вообще не значится, как перевозчик, который возит пассажиров на маршрутных такси.

 

 

Водители признаются, что, да, работают «на Соловьева». Как же так?

Ничего особенного, говорят специалисты. Например, «ДИАМАНТ-1» выиграл конкурс, а затем, по договору, передал право перевозок субподрядчику, который имеет лицензию. Кстати, маршрут № 51 «Вокзал Главный-ул.Тюленина», по словам водителей, также обслуживает ИП Соловьева, а в реестре ЦУГАЭТа значатся другие перевозчики - ИП Сарычев В.В. и «ДИАМАНТ-1» (Найти информацию можно здесь). В общем, кто возит новосибирцев на этих маршрутах, не совсем понятно. Однако очевидно, что за просто так, скажем, «ДИАМАНТ-1» договор с субподрядчиком заключать не будет. Доходы имеют оба. Впрочем, не будем исключать варианта, что «ДИАМАНТ-1» выступает этаким благотворителем по отношению к ИП Соловьев.

Чуть более года назад одному из нас пришлось поездить на астраханских маршрутках. Удивило, что при цене бензина на три рубля выше, чем в Новосибирске, астраханские возили по 15 рублей, в то время, как в Новосибирске на сравнимых маршрутах цена за проезд была выше на пять рублей, а то и больше. В общем, следует предположить, что в Новосибирске существует практика субподряда, которую оплачивают пасажиры. Получается, что новосибирцы, передвигаясь по городу, оплачивают услуги, как минимум, двух перевозчиков? Может быть, это законно, но уж очень некрасиво по отношению к горожанам.

Теперь о главном – о доходах. Водители «тридцаток» утверждают, что после смены отдают в руки «работодателю» 3-4 тысячи рублей, «остальное мое». В нашем случае «сборщик» - это некий Сергей Николаевич, который по телефону рассказал, что выручку водитель ему сдает на руки, при этом, никаких подтверждающих документов он водителю не выдает. 

 

 

Если брать даже по минимуму, это значит, что тридцать «тридцаток» привозят работодателю 90 тысяч рублей в день. Как учитываются эти доходы в рамках налогового законодательства, известно только самому перевозчику. Запросы в налоговую инспекцию и фонд социального страхования, которые хотя бы в общих чертах могли охарактеризовать «ДИАМАНТ-1» как налогоплательщика, результата не дали. Эти учреждения очень строго стоят на страже не столько населения, сколько отдельных непрозрачных налогоплательщиков. Любопытно, что в 2013 году, по словам перевозчиков, новосибирские чиновники из условий конкурса на общественные перевозки исключили пункт об отсутствии задолженности по налогам.

 

 

Следует добавить, Сергей Николаевич заметил, что свои налоги водитель должен платить сам. Правда, сколько официально показывает налогов водитель и в качестве кого, нам тоже неизвестно. Водители утверждают, что себе зарабатывают от двух до трех тысяч в день. (Это еще 60 тысяч в день доходов, большая часть из которых, скорее всего, течет мимо казны.) При этом один из водителей рассказал, что автомобиль находится в его личном пользовании. А в этом случае возникает еще один вопрос – о безопасности общественных перевозок.

Кто несет за это ответственность? «ДИАМАНТ-1», выигравший конкурс на маршрут? Субподрядчик ИП Соловьев Е.В.? Или водитель с личным маршрутным такси, работающий то ли на Соловьева, то ли на «ДИАМАНТ-1»? Эти вопросы требуют исчерпывающей информации, которая должна быть в открытом доступе.

Нам удалось обнаружить, что ИП Соловьев Е.В. является систематическим нарушителем. Только за прошлый год этот индивидуальный предприниматель три раза привлекался к административной ответственности за «осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)».

 

 

Вряд ли с такими «заслугами» Соловьев, участвуя в конкурсе, мог стать реальным претендентом на маршрут. А так, через выигрыш «ДИАМАНТа-1», пожалуйста. Между прочим, в реестре ЦУГАЭТа как перевозчик на линиях маршрутных такси ИП Соловьев не значится.

Говорят, Соловьев такой не один. Нам называли перевозчиков, которые ни в каких реестрах не значатся, но, как утверждают знатоки этого рынка, регулярно трудятся в сфере общественных перевозок. Нелегалы, конечно, отдельная больная тема. Правда, разница между легальными перевозчиками типа «ДИАМАНТа-1» и нелегальными очень условна. Недоступность и недостаточность информации о деятельности перевозчиков в Новосибирске ставят их, по сути, в один ряд с нелегалами. А, кроме того, наводят на мысли о сговорах и коррупции в этой сфере. Вспомним, что бывшего директора ЦУГАЭТа Арама Суваряна задержали при получении взятки. По данным Следственного комитета НСО, за помощь в победе на конкурсе пассажирских перевозок в Новосибирске.

Еще один факт, который свидетельствует о непрозрачности. Согласно ответу ЦУГАЭТа, «ДИАМАНТ-1» арендует 30 автомобилей. При этом, по данным того же ЦУГАЭТа, «ДИАМАНТ-1» обслуживает семь маршрутов, по которым «ходит» 69 автомобилей, а еще десять находятся на оформлении. В общем, сколько автомобилей работает от имени «ДИАМАНТа-1», похоже, не знают даже в ЦУГАЭТе. Но, как говорят перевозчики, в этом есть потаенный смысл.

Мы предполагаем, что в Новосибирске выстроена уникальная схема вхождения перевозчиков на выгодные маршруты. В конкурсе, похоже, участвуют и набирают наибольшее количество баллов «чистые» фирмы, которые сами реальными перевозчиками являются не в полной мере. Выставляя на маршрут минимум автомобилей, они не имеют нарушений, поэтому числятся в «хороших перевозчиках». Факты, которые мы собрали в ходе нашего расследования, пусть, косвенно, но наталкивают на мысли именно об этой версии. Скажем ни один водитель «ДИАМАНТа-1» в прошлом году не попадл в дорожно-транспортные происшествия.

Наше расследование еще не закончено. Хотя фактов, которые уже собраны, достаточно еще для одной статьи. Но одни из них требуют дополнительной верификации, другие аналитической работы. Если у читателей есть, что нам рассказать, звоните. Телефон есть на сайте.

 

 

Юрий Тригубович
Илья Кудинов

Фото, аудио и видео авторов.

 

Назад