16.03.16

Маршрутки для бюджета-2

В конце января мы писали о том, что маршрутные такси могли бы дать бюджету дополнительные доходы, если бы...

Если бы власть обеспечила прозрачность этого бизнеса.

Январское расследование о том, как новосибирцев перевозит только одна фирма, ООО «Диамант-1», показало сплошные нарушения в сфере общественных перевозок. Первое, очень существенное, маршрутные такси, которые должны находиться на технической базе по ул. Толмачевская, 25/1, ночуют где угодно, только не по этому адресу. В двадцатых числах февраля мы рано утром выехали на Толмачевскую. До 5-30 утра ни одна маршрутка № 30, либо другие, принадлежащие фирме «Диамант-1», с технической базы по ул. Толмачевская так и не выехала.

Чтобы избежать обвинений в журналистских фантазиях, заметим, что во время ожидания выхода автомобилей на маршрут, с нами случился небольшой «инцидент». Нашим автомобилем заинтересовалась полиция, поскольку место наблюдения мы выбрали «неудачно», возле колонии № 2. Сотрудники полиции попросили нас сменить место «дислокации». На этом инцидент был исчерпан. Мы приобрели случайных, при этом, независимых свидетелей. Впрочем, все время мы фиксировали обсатновку вокруг на видеокамеру.

Второе, тоже немаловажное наблюдение. Накануне праздника 8 марта поездка на маршрутке № 30 (ГАЗель, госномер в737нх 154) «дала» целый, отнюдь не праздничный, букет нарушений. Сначала о том, что на этом маршруте, как следует из конкурсной документации, которая есть на сайте муниципального казенного предприятия «Центр управления городским автоэлектротранспортом» ( МКУ ЦУГАЭТ), должно работать 29 автомобилей марки Ford Transit Bus (один в резерве). Но никак не ГАЗели.

Кроме того, эта маршрутка была переполнена. Люди стояли в три погибели в проходе. На вопрос водителю, почему он это допустил, тот ответил, что «людям надо ехать». Никакой информации о фирме-перевозчике, о телефоне диспетчера внутри салона не было. Правда, водитель подтвердил, что автомобиль принадлежит фирме «Диамант-1». Где он оставляет ГАЗель, отвечать отказался. Проехав несколько остановок, я пересел на такую же, идущую в обрратном направлении, ГАЗель, только с госномером тт 738 54. Правда, в этот раз в салоне была прикреплена табличка о том, что пассажиров везет ИП Соловьева. Телефон 3032203.

 

ИП Соловьева не раз уже попадало в поле зрения контролирующих органов за нарушение условий лицензирования. Недавно, в двадцатых числах января, в очередной раз. При этом следует помнить, что «Диамант-1», согласно ответу департамента транспорта мэрии Новосибирска, «не имеет законных оснований передавать право перевозок иным хозяйствующим субъектам». Однако, есть предположение, что на 30 маршруте ходит более сорока автомобилей вместо 29. (В дальнейшем будем пробовать посчитать.) Кроме ИП Соловьев, под подозрение попадают: ИП Боровиков и ИП Матюнина. Среди перевозчиков ходят упорные слухи о том, что эти индивидуальные предприниматели работают под «покровительством» ООО «Диамант-1».

 

Эти нарушения, судя по всему, являются не просто систематическими, а СИСТЕМНЫМИ, которые либо не хотят, либо не могут выявить контролирующие срутктуры. Любопытно, что незадолго до моих поездок, 3 марта, на маршрутах общественного транспорта был проведен рейд. В нем участвовали: специалисты управления пассажирских перевозок мэрии Новосибирска, МКУ «ЦУГАЭТ», УГИБДД по Новосибирской области, Сибирское управление государственного автодорожного надзора (СибУГАДН), УФНС Дзержинского района и представители СРО НП «Транспортный союз Сибири». (Кстати, номер 738 маршрутки был выполнен на желтом фоне, который указывает на принадлежность к «Транспортному союзу Сибири».) В том числе, под проверку попал маршрут № 30 «Амбулаторная – Зеленодолинская». Налоговики составили акт на ООО «Диамант-1» «с последующим вызовом руководства» для выяснения легальности трудовых отношений с водителями. Контрольно-ревизорская служба «ЦУГАЭТ» также составила акт на фирму «Диамант-1». Нарушения: отсутствие информационного обеспечения, карточки допуска, соблюдение графика движения.

Получается, проверили, а нарушения так и не были устранены. Похоже, «Диамант-1» либо имеет хорошее «прикрытие», либо наплевательски относится к представителям власти. Что же касается качества контроля такой важной составляющей городского хозяйства, как общественные перевозки, то оно вызывает большие сомнения. Например, фирму «Диамант-1», судя по ответам самих контролирующих органов, последние два года не проверяли. Сибирское управление государственного автодорожного надзора проводило последнюю плановую проверку в 2014 году. В 2015 году не проверяли фирму и в ГИБДД. Кстати, проверить элементарные правила соблюдения лицензионного соглашения фирмами-перевозчиками, можно не выходя из кабинета. Достаточно набрать хотя бы телефон диспетчера. У «Диаманта-1» он по-прежнему не работает.

При таких системных нарушениях количество обязательно перейдет в «качество». Они неизбежно ведут, увы, к трагедии. Если сейчас не навести порядок, однажды это обернется большими неприятностями. При этом не спасут никакие ухищрения. Бывало ведь и такое. О самОм небольшом ДТП, которое допустил водитель, официально сообщили. А о том, что водитель находился в наркотическом опьянении, упомянуть «забыли». (Нам известен город и имя водителя.) Водитель-наркоман может наехать не только на ограждение, но и улететь вместе с пассажирами в кювет.

Причины системности нарушений в сфере общественных перевозок лежат, безусловно, в системе отбора перевозчиков. Условия конкурса на право перевозок в Новосибирске не отвечают потребностям ни их безопасности, ни прозрачности финансовых потоков. (Отчасти мы об этом писали в январском материале.) Добавим, что кандидат в перевозчики может быть отстранен от участия в конкурсе по абсурдным причинам. Например, из-за отсутствия в пакете документов их описи. При этом факт становится известным только во время рассмотрения заявки, когда ничего изменить нельзя, поскольку участники сдают документы в запечатанном виде. Не намеренно ли это сделано? Эту практику необходимо менять. Или. Начинающему перевозчику практически невозможно победить в конкурсе. Там есть пункт, который учитывает опыт перевозок. На мой взгляд, это уже нарушение антимонопольного законодательства.

Похоже, пора властям обратить внимание на тех, кто контролирует (или «крышует»?) общественные перевозки. Провести ротацию исполнителей, посмотреть на соответствие их доходов и расходов. Условия конкурса надо пересматривать таким образом, чтобы можно было проводить постепенную селекцию перевозчиков. Перевозчиков, которые не работают в «черную», сполна платят налоги и ответственно относятся к безопасности пассажиров. Пока, во всяком случае, на примере перевозчиков «Диамант-1» и ИП Соловьев, об этом говорить не приходится. Скорее всего, все упирается в черный нал, потоки которого можно использовать по своему усмотрению, чтобы оставаться на плаву, то есть на маршруте.

Юрий Тригубович
Илья Кудинов

Назад